Банька!

Автор: psihogus   
Се́ченя 20,
7523/2015

Баня, банька, парная, парилка

Писал- писал этот пост, а потом РРрраз! И не туда нажал\тыкнул и все! Ни текста ни картинки……Аж матюкнулся! и почти заплакал…..Поэтому , ребят буду только с Википедии вставыши делать…уж звиняйте! про баню — я уверен — вы все знаете! Но настолько я это дело люблю, что не мог удержаться- и все таки решил пост забубенить!

Ба?ня (из праслав. *ban’a < вульг. лат. *b?neum < класс. лат. balneum/balineum < др.-греч. ?????????[1][2]) — помещение, оборудованное для мытья человека с одновременным действием воды и горячего воздуха (в турецких и римских банях) или пара (в русской и финской бане). Часто в это понятие вкладывается весь комплекс действий, осуществляемых человеком в бане или связанных с ней.

Вот тут я не понял, что за * перед ban’a)))

У различных народов мира можно найти свои уникальные традиции в строительстве бань и в пользовании ими.

По описанию древнегреческого историка Геродота, бани скифских племён напоминали юрты. Связанные верхними концами наклонно установленные жерди обтягивали сверху войлоком. Посередине ставили котёл с отваром трав и в него бросали раскалённые камни, которые предварительно нагревали снаружи на костре. При этом образовывался влажный пар, насыщенный фитонцидами, который оказывал бактерицидное воздействие на внутреннюю атмосферу помещения. Известно, что у скифов существовала практика пользования корой деревьев, предварительно размягченной при помощи камней для очищения кожных покровов. Подобная практика гигиенических процедур позволяла поддерживать здоровье и чистоту кожи во время длительных кочевых переходов. При этом сборно-разборная конструкция их походных бань предоставляла возможность перевозить данные бани с собой в повозках и при необходимости за короткое время установить их во время стоянки.

Индейская баня Инипи имеет в отличие от скифской походной бани не гигиеническую направленность, а ритуальную. Травы и грибы, которые применяются для приготовления настоя, при помощи которого получают влажный пар, имеютгаллюциногенные свойства. Цель ритуала Инипи — ввести присутствующих участников в состояние наркотического транса, сопровождаемого иллюзорными видениями. Как утверждают шаманы во время этого ритуала появляется возможность общаться с духами предков. Таким образом Инипи следует отнести к ритуальной, а не гигиенической походной бане.

В Европе городские бани использовались не только по прямому назначению: «В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани… Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен»[7] — писал Джованни Бокаччо в «Декамероне».

О банях на Руси конца XVI века упоминал Джильс Флетчер: «Вы нередко увидите, как они (для подкрепления тела) выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросёнок на вертеле, кидаются нагие в реку или окачиваются холодной водой, даже в самый сильный мороз»[8].

Слово баня в письменных источниках встречается с ХI века. Другие названия: мыльня, мыленка, мовница. В повести временных лет (1110-е годы) приводится рассказ о славянской бане, вложенный в устаапостола Андрея:

И пришел к славянам, где нынче стоит Новгород, и увидел живущих там людей — каков их обычай и как моются и хлещутся, и удивился им. И отправился в страну варягов, и пришел в Рим, и поведал о том, как учил и что видел, и рассказал: «Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и берут веники и начинают себя хвостать, и до того себя добьют, что едва вылезут, чуть живые, и обольются водою студеною, и только так оживут. И творят это постоянно, никем же не мучимые, но сами себя мучат, и то творят омовенье себе, а не мученье». Те же, слышав об этом, удивлялись.

Повесть временных лет

Также о славянских банях упомянуто в персидской рукописи «Собрание историй»[14]:

(Славяне) делают жилища под землей, так чтобы холод, который бывает наверху, их не достал. И он (Славянин) приказал чтобы принесли много дров, камней и угля, и эти камни бросали в огонь, и на них лили воду, пока не пошел пар и под землей стало тепло. И сейчас они зимой делают так же

— персидская рукопись «Собрание историй»

Традиционные русские бани (деревенские) делятся на:

Бани, отапливаемые «по-чёрному», рубятся по принципу «пятистенки», то есть имеют «саму баню» и «предбанник», разделенные рубленой стеной. Дверь в саму баню, как правило, небольшого размера и с высоким порогом, который замедляет поступление холодного воздуха из предбанника. Все бани имеют открытый очаг, который прогревает не только камни, но и стены бани. Дым от очага выходит через частично приоткрытую дверь и отдушину («сторонку» так как это доска, отодвигаемая в сторону, и все-таки это не отдушина) в потолке. Обычно в ней есть каменка из валунов-окатышей и котёл для горячей воды. Протапливается дровами, предпочтительно лиственных пород (например, берёзовыми). Любая баня «по-черному» как принято говорить «горчит», то есть воздух помещения бани имеет горьковатый привкус, а слизистая оболочка глаз испытывает иногда довольно сильное раздражение. Древесина внутренней отделки бани «по-черному» заметно коптится, темнеет местами до практически черного цвета. Это объясняется тем, что березовые дрова, которые используются для ее протопки в своем составе содержат деготь. Деготь в своем составе имеет сложный комплекс углеводородов и фитонцидов. Это в результате приводит к тому, что атмосфера бани «по-черному» имеет резко выраженный бактерицидный характер.

Существует мнение, что по уровню стерильности баня «по-черному» приравнивается к хирургической операционной. Стерильны не только стены такой парилки, но и воздух внутри нее. Деготь традиционно применялся на Руси для лечения кожных высыпаний, паразитарных заболеваниях кожи, при хронических катарах дыхательных путей. Все эти полезные свойства березового дегтя активно работают в бане «по-черному». В средние века эпидемия чумы, которая бушевала в Европе и унесла с собой треть её населения, остановилась на границах ареала традиционного строительства бань «по-черному». Люди, которые регулярно парились в таких банях постоянно дезинфицировали кожные покровы и дыхательные пути. В русских банях «по-черному» испокон веков повитухи принимали роды, так как это было наиболее стерильное помещение.

Но этот же «эффект стерильности» может при высоких концентрациях летучих веществ дегтя приводить к раздражению слизистых поверхностей. Он выражается в появлении кашля, а глаза начинает, как говорится, щипать. Поэтому для уменьшения данного побочного эффекта следует уменьшать концентрацию летучих бактерицидных веществ в атмосфере парилки. «Перед пользованием необходимо проветрить от дыма и вымыть от копоти полок.» Есть понятие, «баня должна выстояться» то есть после окончания топки должно пройти некоторое время. После окончания топки на камни ковшиком подбрасывают кипяток, открывают дверь и выпускают «первый пар». Пар кратковременно повышает давление воздуха внутри парилки и выносит наружу избыток летучих бактерицидных веществ раздражающих глаза и дыхание. Так баня меньше «горчит». Иногда потолок обметают веником, но при хороших дровах сажа на стенах практически не оседает. Баня «по-черному», несмотря на некоторые трудности сопряженные с ее приготовлением остается самой полезной разновидностью бани из всех видов бань. Поэтому, несмотря на ее средневековый характер, она и сегодня высоко ценится знатоками бани.

Бани, отапливаемые «по-белому», бывают различных конструкций. В такой бане обязательно имеется каменная, кирпичная или металлическая калильная печь с уложенными в неё (на неё) камнями для получения пара и с баком (регистром) для нагревания воды. Такая баня намного проще и приятнее в эксплуатации. Такую конструкцию имеют и современные индивидуальные бани.

Баня внутри русской печи. Печь протапливается, в чугунах нагревается вода. После топки с пода печи убирается зола и насыпается солома. Жар сгребается в угол печи. После этого можно мыться, забравшись в печь и даже осторожно париться веником, чтобы не натаскать на себя сажи. Вероятно, отсюда происходит украинское название бани — «ла?зня».

Русская и финская бани имеют общие корни и, несмотря на общераспространённое заблуждение о «сухой парилке», принципиально ничем друг от друга не отличаются. Традиционная финская сауна так же, как и русская баня допускает горячий фито-массаж при помощи березовых веников.

Сухая (суховоздушная) сауна не является традиционной финской сауной (баней) которую бы можно было назвать финской сауной с историческими корнями. Это явление возникло относительно недавно с появлением электрокаменок, где нагрев каменной закладки происходит под воздействием электрических ТЭНов. Суховоздушная сауна — это коммерческий продукт, направленный на экономию времени при осуществлении банной процедуры. Так же как и инфракрасные кабины, электрические сауны предоставляют пользователю возможность быстро прогреть помещение без применения источников пламени, для которых нужен дымоход и соответствующие противопожарные меры его монтажа, что далеко не всегда осуществимо в городских многоэтажных строениях. Электрические суховоздушные сауны удобны тем, что их можно смонтировать практически в любом помещении, где имеется необходимая электрическая сеть. Это позволило стать сухой электрической сауне успешным коммерческим продуктом. Появилось множество фирм, которые серийно в большом количестве производят сборные кабины для таких саун в комплекте с электрокаменками. Но их недостаток заключается в необходимости обеспечивать принудительный воздухообмен помещения парилки.

В римской бане (терме) было несколько комнат: сначала человек попадал в предбанную комнату, которая называлась «аподериум», эта комната служила для раздевания. Далее человек отправлялся в следующую «теплую комнату», которую римляне называли «тепидариум», после которой следовала жаркая и парная комнаты, температура в которой достигала 85°С — «калидриум» и «лакониум». После парной следовала охлаждающе-ароматическая комната «лавариум». В римской бане была библиотека, спортивные площадки, массажные кабинеты.

Действующим началом в турецкой бане является нагретый до 45-50 °C мрамор самого помещения и воздух с влажностью до 100 %.

Японские бани-Сэнто несколько отличается от нашего общепринятого представления о бане. Как таковой парилки в сэнто нет — сначала человек многократно натирается мочалкой и обливается водой до полной чистоты, после чего погружается в индивидуальную или общую большую деревянную ванну — офуро. Здесь положено блаженно вытягиваться и отмокать в горячей воде. После чего процедуры повторяются. В настоящем сэнто всегда были молодые служанки — юна — которые не только мыли и терли клиентов, но и за отдельную плату могли оказать им интимные услуги.

Традиционные шведские бани называются басту . Название происходит от словосочетания «badstuga», в котором «bad» — это парилка, баня, а «stuga» — небольшие деревянные дома, типичные для скандинавских стран. Вентиляция в басту осуществляется по принципу «перевернутого стакана». Изначально баня стояла над землей, в полу были щели. Печь тянула воздух снизу парилки и, нагревая его, поднимала к потолку. Помещение наполнялось горячим воздухом, холодный вытеснялся вниз и вытеснялся сквозь щели. Басту современной конструкции появились в 1930-х. Их снабжают двумя вентиляционными отверстиями: одно располагают у пола под печью, другое с противоположной стороны парилки.

Люди издавна знали о пользе бани. Это связано как с самим процессом очистки тела, так и с тем, что купание в бане действительно обладает полезным, с медицинской точки зрения эффектом (из-за особенностей строения кожи человека, которая снабжена сальными и потовыми железами). Воздействие пара и горячей воды, обильное потоотделение появляющееся в процессе «парки» стимулируют работу выделительной системы кожи и тем самым помогают организму избавиться от токсинов и растворенных шлаков. В связи с этим у разных народов мира существуют свой этикет при посещении бани. Например, в Древней Греции в баню ходили через день, в сопровождении рабов, которые несли с собой масло, соду, жирную глину, белье, полотенце и щетки; горячую ванну принимали в круглом чане; после чего следовали омовения в холодной воде.
По народным поверьям, в бане живёт банник — дух бани.

Перед свадьбой в деревнях была традиция совместно париться невесте и матери жениха (и, возможно, совместно с другими старшими женщинами семьи жениха). Та смотрела, насколько здорова будущая невестка. В одной книге упоминается отзыв будущей свекрови: «В кости широка. Такая и троих родит — не крякнет!» В сельской местности, при наличии топки изб по-чёрному, баня являлась единственным, наиболее стерильным и подходящим местом для родов. Из народного фольклора известно, что после ссоры «супругам лучше всего мириться в бане».

Вот как то так!)) Желаю вам ЛЕГКОГО ПАРА!!!!

З.Ы, Другу желаю баню быстрее достроить!!!!!!!!!!!!!!

Метки: ,

Вникайя: "...а Мира Край - это просто ОООЧЕНЬ удачное название... немножко даже от буддизма что-то... на первый взгляд канеш... потом понимаешь что это просто перестановка привычных частей речи, а волшебное ощущение остается..."

You can skip to the end and leave a response. Pinging is currently not allowed.

Комментарии на пост «Банька!»:

Всего ответов на пост: 6

Не пойму как по центру картинку сделать?

Хорошая банька — дело стоящее, однако, париться в бане тоже нужно с умом и с толком, то бишь мала мала понимать в этом процессе. Что нужно делать, а чего делать не следует.
Вот наши далёкие предки древние славяне хорошо знали эту науку, поэтому, кое-что и до нас немного дошло про пользу этого благостного занятия.
Я баньку тоже особливо люблю, но люблю с толком подходить к этому делу, тогда и польза дела будет и удовольствие гарантировано. Когда были в Турции, то посещали турецкую баню Хаммам. Это тоже свой вид бани, есть свои прелести полежать на большом теплом камне при большой влажности, очень приятно расслабляет, даже трудно после этого мыться, поэтому там есть банщик, который после расслабления моет посетителей бани, остается только лежать и наслаждаться. Однако у нас традиционная баня диаметрально другая, у нас высокая температура и сухой жар, и не пассивное лежание, а активное выбивание души веником из самого себя, а что бы было еще экстримальнее, выбегать и прыгать нагишом в сугроб.

Мих, я покуда немного не постиг HTML-кода, тоже тыкался аки слепой котёнок в поисках мамкиной титьки. А точнее, необходимо было узнать, что каждый ТЭГ в этом коде означает. Это так называемые операторы, при указании которых меняются свойства заключенного в эти ТЭГи текста. Некоторые операторы (ТЭГи) требуют открытия и закрытия, то бишь указываются в начале блока текста и в конце, но в конце еще добавляется слэш.
Их для дела много знать не надо этих ТЭГов, но есть обязательные и непременные, из них как раз выравнивание абзаца или картинок. Я, правда сказать, немного вникнув в дело, один раз накидал себе что-то вроде шаблона, и каждый раз, когда мне нужно создать пост, я нахожу свой последний опубликованный пост и копирую с него «рыбу», и меняю в ней только названия и ссылки на новые картинки, размеры там картинки меняю, а вся основная масса HTML-кода у меня кочует одна и та же из поста в пост :-D

а что касается того, что ты пост написанный похерил, так то с каждым такое бывало. верю, обидно до слёз, я пару постов так и забросил, не было сил восстановить, и первоначальный порыв уже прошел, если по второму разу переписать с нуля, то яркость и вкус теряется, оригинальный текст становится пресным. Эта горечь безвозвратной утраты текстов постовых, научила меня делать копии, постоянно их делаю, это такая же привычка когда в ворде текст печатаешь и время от времени сохраняешь документ, дабы не утерять слишком много. Да и мало того, когда я пишу большой пост с какими-либо повествованиями от себя, то в начале пишу его в том же ворде, а уже потом, имею на руках готовый текст, прикладываю к нему нужные ТЭГи, что практически уже не стоит больших усилий, но в конце выглядит красиво, стройно и благообразно

2 FuntEG:
ТТ! Я тоже так делаю! Обжигался не раз… горькая горечь утраты…

А баня — ВЕЩЬ!

горькая горечь

:-D *THUMBS UP*

Ваше слово...

Name (*)
Mail (*)
URI

Ваш комментарий:

*

code