Константин Чернов — рецензия на «СорокаОколо».

Теплым летним вечером далекого 2000-го года, к нам после концерта подошли двое парней и сказали, что они тоже являются музыкантами. Мол, они услышали некое созвучие в том, что исполняли мы с тем, что делают они. Несмотря на их внешний вид, явно нонконформистского толка и наше состояние лёгкого алкогольного опьянения, лично мне, в первые минуты разговора стало безоговорочно ясно, что это не рядовые «тусовщики» и уж более того, не «плагиатчики». И что их попытки создавать музыку навеяны и сформированы грузом их творческих пристрастий. Стоит ли говорить, что остаток вечера и добрая часть ночи прошли в атмосфере полной эйфории, обусловленной исполнением друг другу своих песен и совместным употреблением горячительных продуктов, в том числе и подпольной выработки?..

…Холодным зимним днём 2022-го года мне позвонил человек, ставший мне близким в тот далёкий летний вечер, и рассказал, что они закончили запись и сведение нового альбома. Когда же я, выразив незамедлительное желание услышать готовый материал, после ознакомился со всеми композициями, то не смог удержаться от искушения в письменной форме поделится впечатлениями от услышанного.

Первая композиция, которую я прослушал с альбома «Сорокаоколо» сибирской группы «Мира Край», была песня «По норам». Эта песня как нельзя лучше передаёт атмосферу сложившейся новой и скорее всего чуждой нам реальности. Но, по моему мнению, это не попытка автора ввергнуть слушателя в состояние депрессивной безысходности, а способ напомнить о том, какими мы были и каких придерживались идеалов. И если политика разобщения и рутина бытия, как ни старайся, повлияли на каждого из нас, то мною эта песня была воспринята как напоминание остановится ненадолго и задуматься, а того ли мы хотели и к тому ли шли. А вспомнив, сделать для себя поправки на пути жизни.

Печально-лирический трек «Всё ли получится» лишил меня возможности вслушаться в альбом дальше на какое-то время. Этот вопрос, в тот или иной период своей жизни, ставит себе любой Нормальный Человек. И как бы не было тяжело, а порой и вовсе невыносимо, я считаю, ответ здесь может быть только один – обязательно получится, просто не может, не получится.

Глубинным личным переживанием уносит размеренно-протяжный мотив песни «Печь». И можно бы было отнести её к разряду грустной лирики, но страшные слова «это было, но прошло» не позволяют сделать этого. И что можно предпринять, когда только и остаётся лишь «угорать догорая»? Наверное, никто не сможет ответить, а если кто-то и сможет, то только сам и только для себя.

Не знаю честно, что чувствовалось в момент написания и что подвигло на создание песни «Душа» её авторов, придумывать не хочу. Могу только сказать, что слушая её, мне вспомнились слова одного литературоведа о том, что есть творчество сюжетное, а есть атмосферное. Душа – это, несомненно, второе. Полумифические образы и сама собственно атмосфера (возникшая у меня мгновенно) присутствия среди наших далёких предков (не макак, разумеется) как «свой среди своих» и неожиданный рок-н-рольный переход (а рок-н-ролл ли?) в финале «не задушена вашими тушами», бесспорно, ставит композицию не только в один ряд с признанной классикой жанра, но и просто оставляет длительное и стойкое ощущение очень сильной, очень красивой, искренней и Настоящей песни.

Композиция «Поделом дураку», по моему мнению, представляет  эталон, сочетающий в себе глубину текста, поэтичность слов и музыкальную гармоничность. Однако при всём ощущении внешнего восприятия, на первый план всё же выходит слегка грустный, лиричный трагизм многих представителей думающих и ощущающих представителей русского народа. Поделом дураку…

В заштопанной крестиком рубашке, да ещё и растрёпанная, предстаёт Любовь в песне «Оторопь». И можно проводить разные аналогии и долго спорить о том, кто же скрывается за этим образом, или кого хотел спрятать автор за ним. Это может быть и душа, и сама наша заштопано-растрёпанная жизнь или судьба (если она есть, разумеется). Ясно одно, непригламуренная, незафотошопленная Любовь и оторопь как следствие того, что внутри нас и снаружи. И добавить более нечего.

Вроде бы банальный сюжет «замуж супротив», на удивление, сразу нашёл отклик в душе. Может быть, мир всех нас немного супротив, когда хочется птицей в небо? Наверное… Но красота трека, мелодичность и подача двойным вокалом, и уже не хочется ни переживать, ни сопереживать, а остаётся лишь одно желание – насладится в полной мере этой простотой и более ни о чём не думать. Воистину, красота спасёт мир.

На первый взгляд обыденная бытовая сюжетная линия песни «Абонент», да и не линия даже вовсе, а скорей ситуация с которой каждый из нас периодически сталкивается, лёгкий мотив и чистый без надрыва вокал, мог бы поставить её в ряд того, что принято называть лирикой. И казалось бы, что нет сомнений, что через какой-то период времени поступит оповещение, что дескать, так мол и так, абонент появился в зоне действия сети, однако, к великой печали, бывает, что абонент (по какой-либо причине) так и не выходит из зоны «не доступа». Несомненно, это повод хорошенько задуматься и начать беречь то, что у нас есть и тех, кто у нас есть, именно сейчас. А песня, бесспорно, красивая.

Классическим рок-н-рольным каноном врезается в общий настрой альбома трек «Ветер рока». Здесь все основные атрибуты классики, и дорога с тревогой и призывы – помнить, верить, не забывать и, конечно, любить. Ну, что тут скажешь, на то она и классика, чтобы всегда оставаться актуальной, и при всей своей академичности, быть интересной и увлекательной. Сложно сказать, что может быть новым или не вторичным там, где давно уже всё сказано, однако… Однако, молодцы ребята.

Новогодняя, хотел бы я назвать песню «Льдинки-бусинки». Красиво, душевно, оптимистично, и никакого, нахрен, рок-н-ролла. Тем более песня написана по мотивам одноименной повести. Всё здорово!!!

Лёгкая, я бы даже сказал, тинейджерская атрибутика, и вдруг, пожалуйста, Виктор Цой! Дальше, больше – Мураками. Монолиты музыки и прозы в жизни современной девчонки-студентки. Без сомнения – Цой жив.

Процесс творчества, настоящего творчества, как говорил один признанный и безгранично уважаемый мной классик жанра – это не музыка, не тексты и не картины, хотя внешне – это всё так. Это ритуал, где ты сжигаешь сам себя, чтобы всё до конца и чтобы всё по честному. Так, чтобы даже сомнений не осталось у самых неверующих и недоверующих – это оно, то самое, настоящее, что даёт силы жить и смыслом наполняет и вселяет уверенность того, что всё получится и абонент появится в сети и печь не погаснет.

Есть такая непонятная мне профессия – критик. Литературный критик, театральный критик, музыкальный критик. По моему глубокому убеждению, критиковать творчество – это эстетическое и нравственное преступление. К творчеству, я считаю, можно применить лишь два пути подхода. Быть «сотворцом» или «соучастником». Или творить, или с позволения творца, вкушать его плоды. А критиковать?.. Можно быть изящно-словоизворотливым и убедить всех в своём мнении, представив чёрное — белым, а возвышенные творческие порывы снивелировать до ребят из школьного ВИА, переслушавших любимых исполнителей. Но критик никогда не подымится до уровня «сотворца», а «сотворцу» не будет интересно критиковать. Ему интересно творить. Можно долго спорить и рассуждать, получился альбом или нет, каким получился, и каким бы мог получиться. Бессмысленно.

Ребятам, плюс-минус, около сорока или сорока около. И они как двадцать лет назад пишут тексты, пишут музыку, сводят, микшируют, взаимодействуют с иными представителями творческого мира. Разумеется, их творчество претерпело изменения, как и они сами, как все мы. Песни стали многограннее, шире. Музыкальная их составляющая вплотную приблизилась к профессиональной, ротационной подаче. Конечно, ушёл надрыв, конфликт, предельная простота и прямота подачи, уступив место размеренности, широте и разноплановости. Но это и хорошо. Война со всем миром уместна, когда тебе двадцать лет, но сорока около на смену юношескому максимализму, приходят приемлемость многих граней окружающей действительности, осознанность происходящего вокруг и появляется опыт в противодействии давящему со всех сторон миру. Уходит «затрудненная логика восприятия» и приходит понимание того, что «доброта всуе беззащитна». Да и дело даже не в этом. Просто в своём Мире, который как бы на Краю, но который уж точно не обречён. В Мире, который стремится к Солнцу и свету (РА). В мире, который опутан множеством ипостасей мифического существа «Сорокаокола». В своём «сорокаоколо» и в свои около сорока, ребята продолжают делать то, что считают нужным, важным и правильным для себя. Если вновь задать вопрос: «А всё ли получится»? Я могу ответить только одно – всё получилось!

С уважением, Константин Чернов.

Author: Кран

"Мира Край" как сообщество людей производящих "творчество", в том виде в котором оно рождается непроизвольно искрясь льдинками одиночества…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.