The Music That Rocks — нетипичная рецензия

Лицевая сторона обложки альбома
СорокаОколо

Нетипичная рецензия. Мира Край ‘СорокаОколо’ (2022)

Лучше меньше, но злее

Вместо предисловия

Нетипичность в этот раз будет заключаться в неформатности. Канал не рассматривает российскую музыку как предмет своего интереса, в частности, я давно не слушаю русский рок. На это есть свои причины, для меня понятные и осмысленные, сейчас не буду в них вдаваться.

Но, с другой стороны, любая музыка, в которую вкладывается вдохновение, мастерство и мысль создателя, должна находить своего слушателя. И если TMTR сможет моими скромными усилиями внести лепту в установление этого контакта, почему нет?

Поэтому я откликнулся на просьбу и написал рецензию на этот релиз. Исходя из моих предпочтений и того, что я услышал / прочитал / увидел, получился, скорее, критический разбор с рекомендациями. Но тут уж не обессудьте: во-первых, я писал не на заказ; во-вторых, я изначально настроен скептически относительно русскоязычного музыкального направления; в-третьих, имею полное право на точку зрения, пропитанную субъективизмом.

Тыльная сторона обложки
Мира Край

Как следует из официального сайта коллектива, образован он ещё в 1999, но нынешнее название появилось только спустя 10 лет. Родом группа из г. Барнаул (Алтайский край).

Как музыканты характеризуют сами себя – «…группа друзей, объединённых тягой к музыке, объединённых дружбой с детства». До 2017 ребята записывались по качеству и аранжировкам на уровне, цитирую: «оставляло желать лучшего». А после – решили работать над собой. У них вышло уже несколько альбомов, под разными названиями, с разным количеством песен и с разными участниками. Я послушал лишь последний, поэтому для меня и для целей обзора СорокаОколо будет дебютным.

К слову, сайт Мира Край сделан добротно, интересно, с душой. Много полезных и дополнительных материалов, даже не связанных с музыкой, а, скорее, приоткрывающих завесу над жизнью, увлечениями, многолетней дружбой и творчеством музыкантов. Даже если Вы, как и я, не любитель русского рока, но, например, планируете создание группы или уже участвуете в таковой, то посмотрите на пример организации тёплого музыкального сообщества (все ссылки размещу в конце статьи).

Перейдём к музыке. Тут для меня всё, скажем так, неоднозначно.

Первые ассоциации, которые возникли, исходя из моего остаточного багажа знаний – Калинов мост, только в облегчённом варианте. Не такой тяжёлый, не такой фольклорный и привязанный к местности, при этом более современный и явно стремящийся выйти за какие-то имеющиеся пределы. Самая похожая на них песня – «Душа». Сами музыканты в числе своих вдохновителей указывают на Гражданскую оборонуДядю Го и Тёплую Трассу, но тут я не могу провести никаких аналогий – не знаком с творчеством этих групп.

Мягкость, приглушённость, неспешность, некоторая протяжность, низкая эмоциональность подачи (имею в виду своеобразную отстранённость мужского вокала), «русскость» (использование сказочных, простонародных и былинных образов, устаревших слов, типичных фольклорных мелодий и распевов) и явное стремление угодить, условно говоря, и прыщавому подростку («Абонент», «Новый день»), и опытному сверстнику («По норам», «Ветер рока», «Всё ли получится»), и милой старушке («Печь», «Долюшка»). Вот что мы, если коротко, получаем на СорокаОколо.

Песня, которая понравилась больше всего и, в первую очередь, за счёт ускорения по сравнению с остальными композициями, а также более выпуклого и самоуверенного инструментала – «Абонент». Помимо неплохого и простого, без изысков, текста, тут есть удачно пойманная хитовость, находка с искажением вокала (как будто солист поёт в трубку телефона), приличная гитарная линия, выдающая нехилые соло и поддержку. Вот – перспективное направление!

Только нужно ещё смелее и злее, товарищи!

Например, из вступительной «Оторопь» вышла бы неплохая смесь хэви-метал (там где идут медленные припевы – просто усильте их тяжёлым риффом и уберите пастушью созерцательность) и хард-рока (скоростные припевы + более высокий и пронзительный вокал). Песня бы заиграла, а ребята бы направились на своё следующее выступление не в родные поля-просторы, а в какой-нибудь рок-клуб.

Ветер рока, которая на поверку оказалась не про скорость, напор и драйв музыкального направления, а про веяние судьбы – беззубая песня, но не безнадёжная и её тоже можно усилить похожим образом. Или вот «Поделом дураку». Представим, что перед нами баллада альтернативного рока с пронзающими гитарными запилами и обмундированной ритм-секцией, причём всё это сыграно в ещё более замедленной вариации. Кстати, в середине уже имеется хороший блюзовый проигрыш, его можно оставить. И трек сразу перевоплощается.

А вот этот голимый лубок, коим пропитаны до невозможности песни «Печь» и «Долюшка», к сожалению, уже не вытравить ничем. Какие-то народные гуляния около реки с непременными венками, прыганием через костёр и выходом в цыганочке. Для Золотого кольца или радио Шансон – самое то, но ведь группа заявляет о себе, как о рок-коллективе. Мой совет – завязывайте.

Неплохой замысел частично реализовался в песне «Новый день» — современный как по тексту, так и по мелодии поп-рок номер, действительно напоминающий весёлые и лёгкие композиции группы Кино (да, таких тоже было немало). Но чего-то всё же не хватает – дерзости какой-то, что ли.

При первых звуках вступления песни «Льдинки» я уж было обрадовался и воспрянул духом – пахнуло чем-то приятным, Нирвановским. Но нет, как только появился вокал и текст – мы всё-таки в России, на каком-то похмельном отшибе. Ребята, серьёзно, ну прослушайте эту песню сами, убрав дорожки вокала и колокольчиков-бубенчиков! У вас там есть заряд недурного гранжа или блюз-рока, а по содержанию вышел всё тот же лубок. Обидно.

Определённо – нужна смена курса, усиление рок-составляющей, упрощение (в хорошем смысле) и очищение от всего греховного в виде периодического убегания всего состава ряжеными в лес на народные песни-пляски.

Но только не в то направление, которое представлено на выпадающей из облика альбома песне «Прометей» — это какая-то пародия на гибрид Арии и Александра Серова. Да, появилась какая-никакая метал-составляющая, более чувственный и мощный вокал привлечённого сюда солиста, но уж слишком он томный и патетичный, а текст чересчур претенциозен. Вот гитару в очередной раз хочется похвалить. Была бы инструментальная композиция – язык бы не повернулся сказать, что играет группа из Барнаула.

Что до лирики – есть хорошие, меткие, строчки, удачно схваченные образы, вложенное потрескивающим огоньком в некоторые композиции настроение, тема чая, так повсеместно любимая в России, даже попытки пофилософствовать («Поделом дураку»). Словом, где-то и куда-то ребята попали, в пластинке есть жизнь и дыхание, но получается, как они сами поют: «трепыхалась душа, заставляя жить тело».

Будь моя воля – я бы накидал на творческие жернова Мира Край щедрыми и увесистыми пригоршнями тяжести (гитара точно потянет), самоиронии (тексты, тексты!) и цинизма (для экспрессии в подаче). Пусть будет только край мира, а всё остальное – море боли, страха и отчаяния. И тогда всё заиграет новыми чудными красками.

А пока – традиционный русский рок для широкого русского же слушателя. И не без некоторых изысков.

Опубликовано с разрешения первоисточника: канал The Music That Roks 
 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Copyright © 2024 Мира Край | My Music Band от Catch Themes