Турция. Памуккале. Сентябрь 2011 года.
Про ту поездку «Египет III» интересного рассказать больше нечего. Поэтому, я берусь за следующую пачку более ранних фотографий с поездки в Турцию. И там есть кой чего интересного и примечательного.
Как я уже пояснял ранее, пляжный отдых морских побережий, это только лишь часть развлекательного досуга во время путешествий. Кроме него туроператоры предлагают массу дополнительных увеселительных услуг, от скучных экскурсий до настоящего экстрима.
Для тех, кто прилетел отдыхать в Турцию, есть даже такие экскурсии, которые предполагают перелеты на небольших самолетах в соседние государства — Израиль, Иордания. Люди, поддавшись на близость своей религиозной мечты, совершали поломничества в «святые земли». Само собой, стоят такие экскурсии отнюдь недешево, но ценник в $850 истинных верующих не останавливает. Ну а вы как хотели? Прикосновение к божественности дешево стоить не может.
Но всё же вернемся к обзору предлагаемых экскурсий. И так, в таких местах массового отдыха, как побережье Турции, с туриста пытаются выжать денег по максимуму. В этой связи спектр предлагаемого досуга впечатляет разнообразием. Например, к местным вдруг пришло озарение, что просто дельфинарий, это не достаточно прибыльно, поэтому решили предложить туристу еще и катание на дельфинах. Опять отвлёкся до неприличности. Свободный жанр — что тут поделаешь.
Так вот, в самом начале нашего отдыха, ну практически на заезде в отель, нас всех туристов собирает туроператор и делает презентацию существующих экскурсий и развлечений, ну и прежде всего вводят в курс дела — что за страна, что можно, чего нельзя, как быть если кто-то заболел или прочее и прочее. Собрание это бывает затягивается на пару тройку часов. Ну и там же под занавес предлагают экскурсии, много про них рассказывают, дают свои личные рекомендации и впечатляют. Мы тоже взяли несколько экскурсий, среди которых были дайвинг, катание на квадроциклах, детская экскурсия на пиратском корабле и поездка вглубь страны, на курорт Памуккале. Речь о поездке на Памуккале и пойдет в этом фотопосте.
Даю справку с Гугл (не потому, что не в силах дать описание, а просто не хотелось бы вам чего-нибудь наврать).
Памуккале? (тур. Pamukkale, в пер. — «хлопковый замок») — природный объект в провинции Денизли на юго-западе Турции. В него входят 17 геотермальных источников с температурой воды от 35 до 100 °C и водоемы-террасы, образовавшиеся из травертина.
Вода, стекающая со склонов горы, образует систему причудливых водоёмов с известняковыми стенами (травертинами). Ослепительно белые террасы (травертиновые образования) возникли на склоне горы в результате отложения солей из насыщенных кальцием источников. Эти места используются как курортная местность с античных времен. В 1988 Памуккале и руины города Иераполиса включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Вход на гору бесплатный. Гора открыта для туристов круглосуточно. Ходить по травертинам нельзя, так как они очень хрупкие. Ходить по травертинам можно только без обуви, за соблюдением этого правила следят специальные охранники. Купаться запрещено, однако многие туристы, несмотря на запрет, погружаются в травертины, глубина которых не превышает 1 метра. Для купания открыт бассейн Клеопатры в расположенном рядом разрушенном городе Иераполис, построенный в античное время на термальном источнике, по вкусу и на вид напоминающий Нарзан.
Таким вот образом нас и заманили на эту экскурсию. Ехать до этого места на автобусе около 6 часов, и выехали мы в то утро не то в 4, не то в 5 часов по местному времени. Дорога предстояла дальняя, и я, сказать по правде был всячески против этой поездки, во-первых, она мне была не интересна почти полностью, а во-вторых, для взрослых то это тяжело, а Кирюхе, 4 года тогда было, и подавно было тяжело. Но чаша перевесила в пользу этого Памуккале, и я, как старший мужчина, принял эту ношу на себя. Неправильным было бы мне отпускать их в такую даль одних.
Теперь же присаживайтесь поудобней, мы начинаем.
Территория Турции, в равной степени как и Египта, это выжженная солнцем земля. Однако, горные их местности выглядят не столь убого в силу положительного рельефа. Горные ландшафты спасают ситуацию выжженной земли и придают более благородный облик. К моему бесконечному сожалению, остановок было не так много сколько мне бы хотелось, поэтому снимки, сделанные через стекло автобуса прямо в движении, оставляют желать самого лучшего и мною были отбракованы в первую очередь. В противном случае я бы мог представить вам горные ландшафты Турции в полной их красе. В настоящем приходится показывать то, что осталось после сортировки, это всего навсего 10% снимков.
А тут, пользуясь моментом «пока не забыл» и «к слову сказать», хочу отметить, что дороги у них там в Турции не чета нашим — ровные, гладкие, без ям и выбоин, хотя казалось бы, асфальт плавится — дороги портятся, ан нет, в порядке дороги…загадка? или… Да, останавливались мы тут на покушать, саму забегаловку кочевника не стал снимать, примечательного в ней ничего не нашел, в том числе и предоплаченной еды хорошего качества.
Идём дальше. Тут значит снова делаю своевременное отступление от текущего слайда, с тем что бы подвести к его сути наш разговор. А суть в том, что едем из отеля А в курортное место Б, но по пути заезжаем в кафе В, в ресторан Г, потом в магазин сувениров Д, затем еще в лавку товаров местного производства и так далее. За одну экскурсию получается несколько кафе, несколько магазинов, везде предлагают что-то купить. Так и тут получилось. Завезли нас на камнерезную фабрику, где из местного или привозного сырья делают поделки и украшения.
Правда сказать, на этой фабрике нам провели экскурсию, на которой показали и рассказали как материал распиливают, затем обрабатывают, шлифуют и полируют. Вот этот мужчина на снимке, кстати сказать наш с вами соотечественник, и есть их камнерез.
На этом снимке крупным планом снял как наждачной бумагой шлифуется каменное яичко, зажатое основанием заготовки в держатель.
А это конечный продукт камнерезной фабрики — поделки из камня. Вот, например такая черепашка из оникса как на снимке идет по цене $27 за штуку.
Кроме поделок-зверушек есть и украшения — бусы, подвески, чётки, а так же сувенирные образцы, каменные деревья, посуда, кувшины, вазы, чаши…
Достаточно большой ассортимент у них. Тут, правда, один из продавцов магазина увидел, что я щелкаю камерой налево и направо и сказал, что внутри магазина съемка запрещена. Я был вынужден унять свой пыл.
С тыльной стороны, за фабрикой раскинулось огромное поле гранатов. Меня поразила высохшая до трещин земля.
Парковка для туристических автобусов. Рядом стоят ящики с обрезками камней, я так и не понял для чего они выставлены, то ли для демонстрации, то ли имелось ввиду, что на сувениры их туристы разберут. Непонятно.
Образец натЕчного (от слова течь) кальцита крупным планом (там же на камнерезной фабрике).
Нашлось и для деток развлечение, правда, их совместные действия пришлось в начале объединять, а то сложно было строить домик из кубиков, когда они одновременно и только ее, и только его.
Ну вот нас закончили мытарить каменными поделками и мы едем дальше, к нашей цели. Тут автобусный гид по громкой связи сообщает, что впереди уже видны белоснежные «хлопковые замки». Клац! И кадр сохранен на карту памяти… Едем дальше!
Этот снимок травертиновых склонов снят со стороны подножия, прямо на ходу, во время движения автобуса, почти без бликов получилось, поэтому оставил эту фотокарточку в обойме. Ну и коль скоро я тут завожу речь про съемку «на ходу», то стоить поставить ударение, что качество снимка портит не столько движение (размазывание), сколько блик стекла. Форточек в автобусе не предусмотрено, да и работает кондиционер, сами понимаете — не дадут форточки открывать.
На входе, точней на выходе с автобусов стоит стенд с картой древнего города Иераполиса, на территории которого и находятся все памятники древней архитектуры.
Стоянка автобусов у подножия.
Рабочие откапывают элементы архитектуры.
Вид в сторону белоснежных склонов.
Вид на гору, виднеется древний театр, на переднем плане можно уловить очертания стоявших тут некогда построек.
Искусственно посаженные и выращенные пальмы и наверняка их периодически поливают. А на земле лежат большие круглые каменные цилиндры рукотворного изготовления. Возможно, это были колонны, или же использовались в качестве свай.
А вот и древний театр, который все хотят и называют амфитеатром, за характерную воронкообразную форму, но нет, поправляет нас гид, это древний театр. Там стоит автокран и вагончик для проживания строителей, скорей всего они проводят реставрационные работы, или ведут раскопки. Кстати, там в театре было много туристов, то есть этот объект был открыт для посещений, но мы туда не пошли, потому как далеко, да и времени нам на него уже не хватило, а еще солнцепёк такой, что тепловой или солнечный удар получить «как с добрым утром».
Останки от древней постройки, это было здание. Но огорожено забором, судя по предметам, которые там во дворе стоят, это типа база археологическая, там глиняная посуда, какие-то горшки. Что еще примечательно на этом снимке? В нижней части кадра присутствует желобообразный элемент. Сий элемент не что иное как древний водопровод, мне доподлинно неизвестно, выдолблен ли желоб в камне, или же это такая залитая чем-то навроде бетона форма. Но тем не менее, сверху, с горы идет много таких каналов, скорее всего, от открытых источников у подножия горы, эти каналы доставляли воду к городским кварталам.
Добрались до интересного. Это античный (древний) бассейн, в котором должно быть купались представители византийской эпохи. Он частично реставрирован и облагорожен для привлечения туристов. Но главное достоинство античного бассейна заключается в его источнике.
Это внутри бассейна, он открытый, то есть под открытым небом. Сам бассейн устроен в месте, где имеет естественный выход лечебный источник термальных радиоактивных вод, под тип радоновых ванн в Белокурихе.
Радон действует на организм через нервные окончания кожи (нервно-рефлекторное воздействие) или путем проникновения радона с током крови и лимфы в подкожно-жировую клетчатку и другие органы и ткани (гуморальное действие). Через 2,5 часа радон полностью выводится из организма. Радоновые воды оказывают противовоспалительное, обезболивающее, противоаллергическое воздействие, обладают уникальной способностью снижать содержание холестерина в организме, даже предупреждают старение. Их применяют для лечения и профилактики большого спектра заболеваний.
Вот туристы и едут по 6-8 часов на Памуккале, дабы сыскать профилактику своему здоровью и ощутить эффект омоложения. Мы тоже решили на себе испробовать действие растворенного радионуклида. Поплавали там. Воды термальные, подогретые то бишь, вода почти горячая. Когда я вылез из бассейна, то казалось должен был быть полностью заряженным энергией атома, но не тут то было. Ощущение было такое, словно бы на меня давила не одна атмосфера, а как минимум две, руки и ноги стали ватными, тяжелыми. Я почувствовал жуткую усталость, был выжат целиком, и страшно хотел завалиться в ближайшую тень и заснуть. Но стоило мне глотнуть обычной питьевой воды, действие сонного порошка прекратилось как по мановению волшебной палочки.
Еще одна попытка сделать удачный кадр древнего театра. Сейчас жалею, что не было возможности там полазить, уверен, что нашел бы там кой-чего интересного.
Дорога от античного бассейна к травертиновым склонам.
Вид в противоположную от травертиновых склонов сторону.
А это как раз то здание, которое обнесено забором. Там на входе видно стоит КПП, скорей всего вход по пропускам. А в верхней части кадра летит парапланерист (ну и пусть себе летит).
Это уже почти у самых травертиновых склонов. Видны полуразрушенные стены древних зданий.
Наконец-то, на тридцатом по счету снимке, появился главный виновник нашего путешествие на Памуккале — травертиновый склон с его чашами.
Как-то году в 2008 я работал с одним коллегой с Новосибирска, и он мне показывал фотки с отдыха в Турции, и там как раз на одной было запечатлено, как он со своей супругой сидел в одной из таких чаш. Но это было до 2008 года как минимум. А уже в 2009 году эти самые чаши на склоне закрыли для туристов. То есть когда мы там были, уже не имели доступа к ним и снимали их издалека.
Вид со склона на подножие. Внизу видно озеро, в которое и впадают воды верхних источников. Источники эти минерализованы в крайней степени, поэтому при выходе на дневную поверхность (при изменении физико-химических условий) из них выпадает естественный осадок, который в виде минерала травертин (по сути тот же самый кальций цэ о три) образует натЕчные формы (подобно тому как накипь оседает внутри чайника).
Незримая черта за которую туристам заходить нельзя. А в нижней левой части кадра снова видим древний водопровод (хотя больше подходит термин «водоканал»).
Автор слайдов в позе почтишто Лотоса на фоне травертиновой стены, вытапливает подкожный жир. Единственная фотка с альбомной ориентацией кадра. Для вас зрителей это незаметно, но вот для тех, кто готовил массивные фотопосты, тот знает, что альбомные обрабатываются одной пачкой, а пейзажные — другой. Потому как обезжиривать разрешение каждого снимка по отдельности это есть титанический труд. У меня, например, на пачку в 50 снимков за один раз терпения не хватает, делаю по два по три подхода. Тут нужно отдать должное, что компьютерные художественные средства (ПО), позволяет обрабатывать снимки пакетами (пачками), хоть по стописят штук за раз. Это колоссально снижает затраты времени и сил на обработку и подготовку снимков для галереи.
Травертиновые чаши с голубой водой.
Травертиновые чаши с голубой водой.
Останки древней архитектуры. Что характерно и видно невооруженным глазом — кирпичи (блоки) разнокалиберные.
Плоскость водостока.
Вид сверху-вниз. Там внизу под склоном даже есть зеленое поле. Должно быть выращивают плоды.
Вид на гору.
Цветы, возможно миндаль цветет.
Вид на травертиновые террасы со смотровой площадки. В левой части кадра, если присмотреться, тоже видны белые чаши, но уже пустые, без воды. Загадка.
А это на верхней площадке у самого склона раскинулся небольшой но уютный парк. Вот эти морковкообразные деревья, это те самые кипарисы (поговорка «стройный, как кипарис»). Пышная клумба на переднем плане с яркими цветами дополняет благообразность парка.
Это чуточку в другую сторону, по контуру стоят пальмы, есть лавочки если захочется отдохнуть. Лавочки пустые, потому как стоят они на самом солнцепеке.
Стена. Теперь уже покрупней план, для тех, кто захотел бы рассмотреть кирпичики поподробней.
Травертиновые чаши с голубой водой. Теперь вид с другой стороны склона. До этого снимки были сделаны, когда я стоял во-о-о-о-он там, где вереница людей стоит сейчас.
Снова то здание огороженное забором. Его либо современные люди собрали из древних кирпичей, либо эти современные люди отреставрировали древнее здание. В любом случае, строение выглядит добротно.
Зелепушки (от слова зеленый) какие-то, подумалось мне в самом начале. Оливки, поправил меня гид. А где у них на торце такие крестики тогда, спросил я? Гид многозначительно улыбнулся, но ничего мне не ответил.
Кусок здания, а на переднем плане украшенный памятниками тротуар.
Там под аркой вход в античный бассейн, после него туристы направляются к травертиновому склону.
Еще одна попытка дотянуться объективом до древнего театра. На этом снимке заметно людей прибавилось в зрительном зале.
Мы с Кирюхой позируем.
Это уже на обратной дороге к автобусу.
Стоянка автобусов. Горный пейзаж.
На обратном пути нас завезли в ресторан, где был предоплачен обед. Нарядные стулья и столы, наверное подготовили к торжеству, может к свадьбе.
На обратном пути нас завезли еще в винный погребок. Устроили дегустацию вин. Один турок там без акцента по-русски шпарил, рот у него ни на секунду не закрывался. Надо отдать должное, нам давали пробовать очень вкусное вино. Мне особенно понравилось гранатовое.
Дегустация гранатового вина. Напробувавшись всяких вкусных вин, мы взяли три бутылки из тех, что понравились больше всего. А потом при прохождении досмотра в аэропорту у нас его забрали, хотя турок из погребка зубы клал за то, что не заберут.
На выходе с «погребка». Такие бутылочные инсталляции я видел еще в нескольких местах. Вид искусства, возможно.
Пару пейзажей с горами.
Пару пейзажей с горами.
А эта бутылочная россыпь уже в другой придорожной харчевне «MOHAN». Культ бутылки.
В обратный путь мы двинулись уже на закате.
Солнце у нас одно, солнце везде одинаковое.
Примечательный снимок. Я очень хотел сфотографировать эту конструкцию на память, и с тем что бы предложить вашему вниманию. На снимке трехэтажный дом, на нескольких хозяев. На крыше стоят блоки — «водяная бочка — солнечная батарея». У них горячая вода из крана бежит только в туристических гостиницах. Местные из-за дороговизны горячей воды, используют более дешевый ее вид. Устанавливают солнечную батарею, от нее нагреватель в бочку. При таком солнце как там, я думаю, черная бочка с водой и без нагревателя за день нагреется до теплой. Сначала я думал, что это местные кулибины экспериментируют, но потом, проезжая через крупные города, понял совершенно ясно, что водонагревательная солнечная батарея в Турции, это тоже самое что сажать и копать картошку на Руси, то есть в подавляющем большинстве!
Огромная работа проделана по изготовлению данного поста! Круть! Да, знакомо. и альбомные пачки и пейзажные. Я в последнее время не кручу фотиком с целью получения альбомных снимков. Не нравится мне как на компе это потом выглядит. А в заготовке исходной — это потом код править)))))).
Блин, правда, не будь разного ПО так это же просто убийственно было бы разместить несколько десятков фоток в посте! Вручную отредаткировать — страшно! От одной такой мысли — редактировать вручную уже можно потерять интерес к изготовлению поста!
Слушай, обстоятельно так рассказал про всё, показал. Интересно. Всегда интересно прикоснуться к чужой культуре, но только прикоснуться и, так сказать, поглядеть глазком. И только.
Турки. Они же пришлый народ на тех местах, насколько я помню. Все эти исторические места и развалины им достались «по наследству». Я к тому, что строили не их предки. Вот, а турки на этом зарабатывают копейку. Я не к тому, что это плохо, наоборот, молодцы, не упускают возможность.
Но, конечно, пейзажы эти выглядят необычно.
Очень понравился мне натечный кальцит крупным планом.
По фотографиям — ужаснулся жаре, которая там могла быть, ух!.. и палящему Солнышку, которое, да, везде одно! Чётко подмечено.
Потому, приготовление горячей воды с помощью солнечной энергии, то, да, очень разумно и правильно! У нас так тоже делают, пусть и Солнца в разы меньше, но тоже работает, солнечные коллектора и пр. Блин, только жутко дорогие это вещи, если делать там с автоматикой и пр. (на дачах-то многие ставят чёрную бочку с водой и вечерами принимают тёплый душ, просто я говорю про систему в целом работающую круглосуточно), очень долго окупается, прям годами/десятилетиями, потому проще жечь газ/уголь/дрова. А у них там с этими делами напутанно очень, в смысле отсутствует, плюс ещё государство, может быть поддерживает, а Солцна много, вот потому и широко применяются эти «альтернативные технологии». ))))))
Бутылки в клумбах — меня таки «убили» просто! На мой взгляд в этом красоты и эстетики не очень много. Но это на мой взгляд.
За отобранные бутылки в аэропорту, я прям обиделся на них за вас. Очень обиделся.
Ну и как? Потом, после этой экскурсии, все довольны были потраченным временем? Сам не пожалел времени? Блин, пугает дорога, шесть часов туда, шесть назад… Хотя с остановками да с промежуточными «экскурсиями»… В любом случае, это было не зря! Иначе бы мы не смогли полюбоваться всеми этими фотографиями!
Спасибо! Мне было интересно, любопытно и познавательно прикоснуться к этому Вашему путешествию!
Фотопост традиционно на высоте: познавательно, красиво, разнообразно.
Ох, и негодует же алкозависимая часть меня по поводу гранатового вина). А радуется эстетическая, камнелюбная.
Спасибо мое чистосердечное.
Алконафт во мне сказал: «Я никогда, никогда не поеду в Турцию! Там моих друзей в аэропорту обворовывают!»